Коллегам

Химическая сказка "В некотором царстве"

Действующие лица:

Царь, Принцесса, Гарри Поттер, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Иван-царевич, Танцовщицы (2).

Рекомендуемая музыка:

«В гостях у сказки» (ремикс), «Прекрасное далеко» (ремикс), «Ведьма-речка» (из к/ф«Чародеи»).


Действие 1.

Царские палаты. Сбоку стоит трон. Звучит музыка (ремикс песни «В гостях у сказки»). Выходят Принцесса и Царь (ссорятся).

Царь: А я сказал, пойдешь!

Принцесса: Нет, не пойду!!!

Царь: Говорю, пойдешь замуж!

Принцесса: Не пойду, не пойду, не пойду!

Царь (хватаясь за сердце): Да что ж такое! (С угрозой) Вот помру я, Тридесятое государство не на кого будет оставить!

Принцесса: Да что вы, батюшка, все заладили: «помру, да помру». Я учиться хочу! Сначала образование, а потом и о замужестве можно подумать.

Царь: Вот заладила! Да на кой она нужна, твоя учеба?

Принцесса: Ах, так? Чтобы государством управлять, не только корона на голове нужна, еще и знания!

Царь: Ладно, не тарахти! В общем, это – объявление я дал, будем ждать женихов. И смотри у меня!

Звучит музыка (ремикс песни «Прекрасное далеко»).

Царь: О! Вот и первый женишок!

На метле под музыку влетает Гарри Поттер. Кланяется Царю и Принцессе, представляется.

Царь: Ну, здравствуй, добрый молодец! (В сторону): Дохловат. (Принцессе): Гляди, в очках кавалер, умный, небось!

Принцесса (передразнивает): Небось! А это мы сейчас проверим. Ну-ка, Гарик, покажи нам, чему вас там в ваших Хогвартсах учат.

Гарри Поттер: Пожалуйста, Ваше высочество. Могу вот эту воду превратить в малиновый сироп (опыт №1).

Царь (с сомнением рассматривает стакан): Эх, а в молочко сироп превратить сможешь?

Гарри Поттер (пожимает плечами): Я молоко как-то не очень…

Принцесса (заканчивает опыт №1): Нате, батюшка, пейте.

Царь: А еще чего-нибудь волшебного могёшь?

Гарри Поттер: Могу со змеями разговаривать!

Принцесса (с сарказмом): Жаль у нас ни одной во дворце не прижилось.

Гарри Поттер: А я свою привез. (Опыт № 2).

Царь (голосит): Ой, ой, ой! Убили, зарезали! Караул, пожар, наводнение! Тьфу, ты, не знаю, как на помощь позвать. А! Змеи атакуют!!!

Принцесса: Вот спасибо, батюшка, удружили! Да за такого кто ж пойдет? Иностранец, очкарик, да еще и со змеями в (стучит себя по голове) доме!

Царь: Ладно, ладно.  Лети себе дальше, с Богом!


Действие 2.

Гарри Поттер садится верхом на метлу и пытается улететь. В это время входит Баба Яга и хватает метлу за черенок.

Баба Яга: А ну, малахольный, постой-ка. Ишь, ты, мою метлу увести хотел!

Гарри Поттер: Что вы, бабушка, это моя метла. Тут и инициалы вырезаны.

Баба Яга (рассматривая метлу): Правильно, и инициалы мои. Н.Р. – Невообразимо Роскошная! Все, все, давай, дверь сам найдешь.

Гарри Поттер уходит. Баба Яга рассматривает метлу и восхищенно цокает языком.

Царь (Бабе Яге): А что, роскошная ты моя, от нервов есть какая-нибудь настойка? А то тут у нас сплошные форс-мажоры.

Баба Яга: Конечно, касатик, все при себе! (опыт №3, проделывает, танцует под музыку «Ведьма-речка»). На, пей!

Царь (осторожно нюхает стакан): Может лучше валерьяночки?

Баба Яга (отмахиваясь от Царя): Слышь, Царь, а чего тут у вас происходит?

Царь (мрачно): Жениха Принцессе подбираем.

Баба Яга: О, так у меня на примете есть один. Уж тысячу лет, как в женихах ходит! Опытный!

Царь: Ну, зови. Посмотрим.

Баба Яга проделывает опыт №4 (звучит соответствующая моменту музыка) и появляется Кощей Бессмертный.

Принцесса (капризно): Батюшка! Он же стааааарый…

Царь: Зато умный! Все как ты хотела.

Кощей (Принцессе): Здравствуй, ягодка моя. Пойдешь за меня замуж? Я очень богатый.

Принцесса: Подумаешь, я тебе сейчас сама полную колбу золота наколдую (опыт № 5).

Кощей: Ах, так! Тогда я сейчас здесь все разнесу!

Принцесса: Ага, так тебе и поверили.

Кощей: Ну-ка, подайте мне мой волшебный тигель! (Проделывает опыт №6).

Царь (восхищенно): Эй, доченька, давай этого возьмем? Смотри, какой зажигательный!

Принцесса: А я не хуже его умею. (Опыт №7).

Кощей (Бабе Яге): Слышь, старая, пойдем отсюда. Это же не невеста, а сущее наказание – умная и меня не боится. Современная!

Уходят.


Действие 3.

Принцесса (ехидно): Что, батюшка, кончились женихи-то?

Царь (задумчиво): Да, никто пока не идет. Может в картишки?

Принцесса: Какие картишки, батюшка! Учиться надо.

Царь: Ну, иди, учись, а я пока подумаю. (Принцесса уходит.) Эй, придворные танцовщицы, сюда!  

Танцовщицы проделывают опыт № 8 и танцуют. Царь в конце танца подключается к ним.

Царь (запыхавшись): Эх, хорошо! А теперь (поднимает указательный палец вверх)  – поесть надобно!

Царь уходит.

Звучит музыка (ремикс «В гостях у сказки»). Выходит Принцесса, читает на ходу учебник. Навстречу ей идет Иван-царевич, тоже с книжкой. Неизбежно сталкиваются.

Принцесса:  Ой! Здрасьте…

Иван: Здравствуйте.

Принцесса: А вы кто?

Иван: Я – Иван. Химик.  Смотрю, вы тоже этой наукой увлекаетесь?

Принцесса: Да. (Залу восторженно): Первый раз вижу во дворце настоящего химика. (Ивану): Ой, а покажите что-нибудь интересное?

Иван: Пожалуйста. Опыт № 9.

Во время опыта входит Царь.

Царь: Это еще у нас кто такой? Проходимец без роду и племени? Видали мы таких! Кыш отсюда. Не видишь, у нас важная миссия – Принцессу замуж выдаем.

Иван: А может, и я в женихи сгожусь?

Царь:  В женихи? Ты? (Обходит Ивана по кругу) Не знаю, не знаю… Покажи тогда что-нибудь. Презентуй, так сказать, свои таланты.

Иван: Да какие у меня таланты.  Учиться вот люблю, читать, рисую…

Царь: А лечить умеешь?

Иван: Есть немного.

Царь: В таком разе нам нужен доброволец. (Вытаскивает из зрительного зала добровольца. Достает из-за спины и показывает всем нож). Значить так. Сейчас я ему руку отчекрыжу, а ты залечишь. Идет?

Иван: Идет! (Опыт №10).

Царь (восхищенно): Доченька, нам настоящий лекарь попался!

Иван: Да какой я лекарь… Я вообще-то царский сын. Царевич то есть.

Царь и Принцесса (вместе): Не может быть!

Царь: Ну, такое точно только в сказке бывает!

Идет общий танец и поклон героев под музыку.


Демонстрационные опыты.

Опыт 1. «Малиновый сироп» и «молоко».

В одном стакане находится раствор гидроксида натрия, во втором фенолфталеин, смешивают, получают «малиновый сироп».

Затем к раствору гидроксида натрия добавляют последовательно серную кислоту и хлорид бария - получается «молоко».

Опыт 2. «Фараоновы змеи»

На таблетку сухого горючего кладут три – четыре таблетки глюконата кальция и поджигают. Через некоторое время глюконат кальция начинает разлагаться, и появляются «змеи».

Опыт 3. «Волшебное зелье»

Готовят 6 стаканов: в первом – раствор хлорида железа, во втором – желтая кровяная соль, в третьем – вода, в четвертом - гидроксид натрия, в пятом – фенолфталеин, в шестом – соляная кислота. Содержимое стаканов последовательно переливают друг в друга, и при этом изменяется цвет растворов.

Опыт 4. «Фиолетовый дым».

На смесь алюминия с йодом капают водой. Идет фиолетовый дым, его накрывают стеклянным колпаком.

При отсутствии реактивов, опыт можно заменить на взаимодействие концентрированной соляной кислоты и водного раствора аммиака.

Опыт 5. «Колба с золотом».

Смешивают растворы иодида калия и нитрата свинца, выпадает желтый осадок.

Опыт 6. «Фейерверк на столе»

 Хорошо измельчают в ступках порознь древесный уголь, перманганат калия, порошкообразное железо. Помещают в железный тигель по одному микрошпателю каждого из веществ и смешивают их в нем стеклянной палочкой. На кольцо штатива кладут керамический треугольник и ставят штатив на железный лист. После этого нагревают тигель, пока из него не начнут вылетать искры.

Опыт 7. «Светлячки».

 В маленькие тигли кладут по кусочку ваты, смоченной спиртом, и насыпают в каждый из них на кончике скальпеля соли. Вату поджигают. Пламя окрашивается в различные цвета в зависимости от солей: соли калия дают розовато-фиолетовое пламя, стронция – малиново-красное, меди – зеленое или голубое, натрия – желтое, кальция – кирпично-красное.

Опыт 8. «Несгораемый платочек».

Целый хлопчатобумажный платок (удобно использовать мужской носовой платок) смачивают водой, воду слегка отжимают. Платок демонстрируют зрителям, а затем кладут его на металлический поддон и смачивают спиртом. Не теряя времени, спичкой или лучиной поджигают платок на поддоне. Держа горящий платок щипцами, показывают его. После того как пламя погаснет (до этого момента трогать платок руками нельзя), совершенно целый платок демонстрируют зрителям.

Опыт 9. «Вулкан».

Хорошо растирают дихромат аммония (или калия) в ступке. Берут 5 – 6 г его и смешивают с 0,5 г магниевых опилок. Помещают смесь в фарфоровый тигель или на асбестовую сетку. Немного смачивают спиртом и поджигают. Происходит «извержение вулкана» с образованием зеленого «пепла».

Опыт 10. «Рана»

Для проведения опыта в одной скляночке готовят около 100 мл слабо-желтого (3-процентного раствора FeCl3), а в другой скляночке 100 мл 3-процентного раствора роданида калия (можно брать любую соль, содержащую роданид-ион). Для демонстрации занимательного опыта удобно использовать детский полиэтиленовый меч или саблю (можно также взять тупой кухонный нож с возможно более широким лезвием). Меч демонстрируют зрителям. Вызывают кого-либо из зрителей на сцену и просят засучить на одной из рук рукав. Ваткой промывают ладонь (для дезинфекции) раствором FeCl3, а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож (надо стремиться к тому, чтобы на ноже и ладони осталось как можно больше соответствующих растворов). Далее ножом проводят по ладони; на пол (предварительно рекомендуется постелить лист белой бу- маги) обильно течет «кровь». Ладонь, на которой «кровь» также осталась, протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия или калия (можно перекисью). Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.  После завершения опыта тщательно моют руку.


Литература:

Данилова Е.А. 70 занимательных химических опытов. Методическая разработка, 2006. URL: edu21.cap.ru/home/4969/prepod/danilova/mr1.pdf (дата обращения 20.08.2018)

Нет комментариев

Добавить комментарий