Коллегам

Варианты практических работ

Практическая работа (8 класс).

Классы неорганических веществ.


Оформить ход практической работы можно в виде таблицы (либо в произвольной форме, либо в привычной детям).


Оборудование: сок краснокочанной капусты (или капуста, нарезанная соломкой, ступка с пестиком и вода); карбонат кальция, растворы: соляной кислоты, соли железа (III), желтой кровяной соли,  соли алюминия, гидроксида натрия, кефира и средства для мытья посуды.

1.  С помощью сока краснокочанной капусты (природного индикатора) определите среду растворов  кефира и средства для мытья посуды. Запишите исходный цвет индикатора и его изменение в разных средах.

Если учащиеся не догадаются, то можно подсказать им о необходимости использовать в начале вещества с известной средой раствора: щелочь и кислоту.

2.  Основным компонентом препарата от изжоги «Ренни» является карбонат кальция. Проведите реакцию между соляной кислотой и карбонатом кальция, которая протекает в желудке человека при использовании этого препарата. Запишите уравнение реакции, признак и тип  реакции, подпишите названия полученных веществ.

3. Даже мельчайшие следы ионов железа (III) можно определить с помощью раствора жёлтой кровяной соли (гексацианоферрата (II) калия). Как вы думаете, зачем в криминалистике применяют подобную реакцию? Укажите признак реакции и ее тип.

4. Вещество, которое вам необходимо получить, - студенистый осадок белого цвета – применяют для очистки воды (как адсорбент) и для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Оно реагирует как с кислотами, так и со щелочами (вам необходимо будет доказать это на практике).

В состав этого вещества входят катионы металла, оцененного в свое время дороже золота, и анионы, давшие название большому классу веществ.

Запишите уравнение реакции получения указанного вещества, ее признак и тип, а также уравнения реакций взаимодействия искомого вещества с кислотой и щелочью.


Практическая работа (10 класс с углублённым изучением химии).

Классы органических веществ.


Для выполнения первого задания учащимся выданы: ступка, любая мороженая ягода (брусника, смородина)  или кусочек краснокочанной капусты и вода. В ходе работы ребята должны приготовить индикатор и использовать его. При этом учащиеся должны понять, что, во-первых, им не хватает пестика, и, во-вторых, не хватает раствора с противоположным значением рН для установления изменения цвета индикатора в разных средах. Все это можно попросить у учителя и это условие проговаривается перед началом практической работы.


1. Определите рН раствора кефира. Объясните полученные результаты. 


Для выполнения второго задания  учащимся выдается немного ванилина, насыпанного в пробирку. Проверку правильности определения функциональных групп можно выполнить либо сразу после полученных учащимися результатов, либо оставить это в качестве домашнего задания.

2. Перед вами хорошо вам знакомое вещество.  Его используют в качестве ароматизатора в шоколаде и мороженом. Оно также используется в парфюмерии, для подавления неприятного запаха и вкуса медицинских препаратов. Кроме того, применяется в качестве реппелента и в этом качестве считается самым безопасным для детей.

Что это за вещество? Используя известные вам качественные реаекции на  органические вещества, определите функциональные группы, входящие в его состав.


Если остается время, то можно выполнить третье задание. Если время ограничено, оставить задание на дом. Для его выполнения  учащимся раздается фото (или иной вид) инструкции к препарату "Седалгин Плюс".

3. Изучите состав препарата «Седалгин плюс», оцените его безопасность для организма и предложите, чем можно заменить компоненты этого препарата. Можно ли провести качественные реакции на компоненты этого препарата? Какие?



Практическая работа (8 и 11 класс).

Разделение смесей.


Вариант для 8 класса.


Оборудование: нефть (или похожее по свойствам вещество), стакан с водой, фильтр, воронка, лопаточка, кусочки пенопласта, активированный уголь, жидкое мыло (или средство для мытья посуды); для 11 класса дополнительно фотографии птиц, испачканных нефтью.


1. Рассмотрите выданный вам  образец нефти.

Как вы думаете, это индивидуальное вещество или смесь веществ? Приведите один аргумент для доказательства выдвинутого вами предположения.

2. Опишите внешний вид нефти, агрегатное состояние, ее запах.

3. Для транспортировки нефти используют танкеры -  суда, трюмы которых разделены перегородками и заполняются наливными грузами. При аварии танкера нефть разливается на многие километры по поверхности моря, что является экологической катастрофой.

Как вы думаете, что такое экологическая катастрофа?

4. Представьте, что в выданном вам химическом стакане с водой, произошла авария танкера и разлилась нефть (для этого можно вылить в стакан немного нефти).

Растворяется ли нефть в воде? Почему?

Используя выданное вам оборудование, проведите эксперимент и соберите нефть с поверхности воды. Выберите из этих способов самый экологичный и самый эффективный. Совпали ли эти два критерия?


Вариант для 11 класса.


1. Сформулируйте определение, что такое нефть. Рассмотрите выданный вам  образец нефти, опишите ее физические свойства.

2. Как вы думаете, что такое экологическая катастрофа и как с этим понятием связана нефть?

3. Смоделируйте аварию танкера, перевозившего нефть. Определите вид получившейся дисперсной системы.

Используя выданное вам оборудование, проведите эксперимент и соберите нефть с поверхности воды. Выберите из этих способов самый экологичный и самый эффективный. Совпали ли эти два критерия?

4. Предложите еще два способа сбора нефти, которые мы не можем провести в школьной лаборатории, но являющимися, на ваш взгляд, эффективными и экологичными.


Задание 5 можно оставить в качестве домашнего задания (в случае нехватки времени).

5. Перед вами фотографии птиц, оказавшихся в месте разлива нефти. Составьте подробную инструкцию для волонтеров по очистке птиц от загрязнения нефтью. 


Нет комментариев

Добавить комментарий