Уважаемые коллеги-химики, вы, конечно, уже видели основную демоверсию экзамена на 2020 год. Я позволю себе сделать только некоторые замечания относительно оформления заданий второй части.
1. Задания 30 и 31 в настоящее время имеют жёсткие ограничения по условиям выполнения.
Если раньше выдавался набор веществ и можно было писать любую ОВР или реакцию ионного обмена, то сегодняшний выпускник должен внимательно проанализировать условие задание, чтобы отразить в решении признаки реакции или количество отданных/принятых электронов.
При этом эксперт проверяет ТОЛЬКО ПЕРВОЕ написанное УРАВНЕНИЕ. Все остальные не учитываются.
Отсюда несколько выводов для вас и ребят, сдающих экзамен:
- внимательно читать условие задания
- повторить признаки химических реакций, особенно изменения, протекающие с перманганатами и дихроматами/хроматами в разных средах (#СДАМ_ЭКЗАМЕН_ПО_ХИМИИ)
- запись степеней окисления: "-" в этом году принимается
"2+" - и им подобные, только для одноатомных ионов
если степень окисления не указана, принимается за 0
- если в при записи электронного баланса указано: - е, а вещество подписано как окислитель, то ответ считается взаимоисключающим и за него ставится 0 баллов
- обязательно учитывать тип среды, в которой протекает реакция (если взят правильный набор веществ по условию задания, но продукты указаны неверно с учётом типа среды, то итоговая оценка задания - 0 баллов)
- сокращённое ионное уравнение - это когда сокращено всё, в том числе и коэффициенты
- если в полном ионном и сокращённом ионном уравнениях указаны разные заряды ионов (например, "-" и "2-"), то запись считается взаимоисключающей, оценивается в 0 баллов
- гидролиз в реакциях ионного обмена писать нельзя
2. Особенностями задания 32 могут считаться:
- обязательный совместный гидролиз в одном (или не одном) из вариантов
Что делать?
Научить детей почаще смотреть в таблицу растворимости. Увидел простую реакцию обмена, сразу смотри на растворимость. Если стоит знак "-" или "?", то вместо запланированной соли выпадает в осадок гидроксид.
НЕПРАВИЛЬНО: 2FeCl3 + 3K2CO3 = Fe2(CO3)3 + 6KCl
ПРАВИЛЬНО: 2FeCl3 + 3K2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3 + 6KCl + 3CO2
- условия реакций (температура, катализатор) можно не писать, а напишите, не обижайтесь, если уравнение не засчитают из-за того, что процесс не соотвтетсвует заявленным условиям
- и, как в 30 и 31 заданиях, проверяется только первый вариант уравнения
- если вы не знаете как записать первое из предложенных уравнений, пишите второе, четвёртое
Каждое уравнение рассматривается индивидуально без привязки к остальным, значит есть шанс заработать баллы.
3. Органическая химия представлена во второй части двумя заданиями, одно из них - №33
Особенности оформления/выполнения:
- как нигде важно соответствие условиям реакции
Классический пример, отобравший немалое количество баллов у выпускников:
- если в реакции получаются 2 изомера (как в случае орто- и пара-измеров см. выше), то нужно писать наиболее вероятный, т.е. пара-изомер. А вообще, прежде, чем писать уравнения, неплохо бы проанализировать всю цепочку и будет понятно, какой конкретно изомер вам нужен
- при записи принимаются структурные полные, сокращённые и скелетные формулы веществ, однозначно отражающие строение
- в виде молекул можно записать: СН4, С2Н6, НСНО, С6Н12О6 (для реакций полного окисления и брожения)
- предполагается увеличение количества веществ, зашифрованных как Х
- и, конечно, всеми любимые реакции с участием водного и спиртового раствора щёлочи повторить обязательно!
4. Задание 34 традиционно набирает самый маленький процент выполнения из всех заданий второй (да и первой тоже) части.
В чём проблема?
Дети не видят:
- логику построения задачи
- вещества, которые остались после первой реакции и могут вступать во вторую и последующие реакции
- образование кислых солей
- плохо пишут реакции электролиза растворов солей
Но составители заданий КИМ обещали в этом году сделать задачи более разнообразными.
Что делать? Решать как можно больше и чаще (ЗАДАЧИ)
5. И последнее 35 задание второй части - задача на определение формулы органического вещества.
- молекулярную формулу худо-бедно дети выводить научились, но, к сожалению, они часто останавливаются на прстейшей формуле, а до истинной так и не доходят
- со структурной дело гораздо хуже, потому что при её написании нужно ориентироваться на вторую часть задачи, где дают подсказки и по свойствам и по расположению атомов
Пример: в задаче говорится о получении сложного эфира метилового спирта и природного вещества. Молекулярная формула С4Н9NО2. Структурная:
НЕПРАВИЛЬНО: H2N-CH2-CH2-C(O)O-CH3
ПРАВИЛЬНО: H2N-CH(CH3)-C(O)O-CH3
Второе вещество природное, следовательно, α-аминокислота.
- коэффициенты...обидное снятие балла за непоставленный коэффициент в уравнении реакции
- если в условии задачи указано, что вещество реагирует с ИЗБЫТКОМ натрия, брома и прочее, то уравнение пишется с избытком этого вещества (коэффициенты!!!)
Пример: трёхатомный спирт (глицерин) реагирует с избытком калия: балл поставят и за замещение двух атомов водорода, и за замещение трёх. А вот один атом водорода избыток калия заместить не может. Мало.
Терпения вам, коллеги, в подготовке ребят к экзаменам.
Нет комментариев
Добавить комментарий